MAN (сокр. Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg) — немецкая компания по производству грузовых автомобилей. История компании началась в середине 19-го века. Две небольшие машиностроительные фирмы, объединившись, создали единую компанию «Машиностроительные заводы Аугсбурга и Нюрнберга» (МАН). С этой фирмой сотрудничал сам Рудольф Дизель - немецкий инженер и изобретатель, создатель дизельного двигателя.

 

В военное время МАN начал изготавливать танки Т I, Т II, Т III и T V Пантера (Panther), а также создал опытную амфибию 8x4. Компания и сейчас продолжает использовать навыки автомобилестроения, выпуская собственную спецтехнику.

 

В 1990-е гг. МАН создал новую гамму «2000», включающую многочисленные модели полной массой от 6 до 50 т, а в составе автопоездов — до 180 т. На этих грузовиках широко применялись электронные устройства для регулирования работы двигателя, пневматической подвески, положения сиденья водителя, работы кондиционера и т. д.

 

С конца 2000 г. Man выпускает новое «высокотехнологичное» тяжелое семейство «TG-A» или «Тракнолод жи Дженерейшн» (Trucknology Generation), соответствующее нормам «Евро-3». Одновременно МАН начал введение новой упрощенной маркировки, в которой серии «L», «М» и «F» в исполнении «Evolution» получили индексы «LE», «ME» и «FE» с цифровым указателем округленной мощности двигателя.

 

С 2007 года серию TGA разделили на TGS и TGX, которые стали логичным и более современным продолжением серии TGA. TGS и TGX взяли лучшее от своих предшественников и приобрели нечто новое.

 

На данный момент седельные тягачи и грузовики MAN представляют собой высокое качество инженерных разработок. Все машины оснащены полным комплектом современной электроники, мощными, но экономичными двигателями, которые соответствуют экологическим стандартам Евро 6, удобными кабинами, что говорит о высокой надежности и неоспоримом качестве немецких автомобилей.

 

Сейчас модельная линейка представлена сериями TGL, TGM, TGS и TGX.

  • MAN TGA

     

    Семейство TGA было создано в продолжение серии F2000, а впоследствии полностью заменило его на заводских линиях MAN. Индекс TGA означает «высокотехнологичное семейство» (Trucknology Generation), а литера «А» соответствует тяжелому классу коммерческих машин грузоподъемностью более 18 т. Первыми на конвейере появились седельные тягачи и автомобили-шасси, но в нашу страну поставлялись преимущественно тягачи. Большинство ввезенных «немцев» оснащено двигателями D28 и D20 мощностью 310, 360 и 410 л. с., хотя были поставки техники с 460- и 510-сильными моторами.

     

    Объемы импорта новых MAN TGA в Россию в начале их продаж были скромные, и шли скорее на десятки. Ситуация поменялась коренным образом только в 2007 г., когда за первый квартал объем заказав на TGA вырос в 7 раз по сравнению с предыдущим годом. MAN TGA действительно хорош, но его конвейерная жизнь была не долгой. В 2008 г. производитель закрывает выпуск модели. Но в России, подержанная техника Ман ТГА продолжает пользоваться большой популярностью. Те, кто ездил на этой машине не один год, говорят о том, что не пожалели о своем выборе.

     

    Более детальное рассмотрение этой модели, наверное, стоит начать с двигателя - ведь это сердце любой машины! Оба двигательных ряда D20 и D28 устанавливают стандарты с их крутящим моментом, долгим сроком службы и эффективностью. Двигатели MAN D20 "Common Rail" с непосредственным впрыском топлива. Они легче на 100 кг, а расход дизельного топлива на 5% меньше по сравнению с предыдущим поколением. Мощность двигателей от 228 кВт/310 л.с. до 316 кВт/430 л.с.

     

    В первом квартале 2006 года MAN запускает технологию SCR в серийное производство на двигателях 294 кВт (400 л.с.) и 321 кВт (436 л.с.). Повышается предложение мощности при использовании двигателей D28. Вершиной всего можно считать 10-цилиндровый V-образный двигатель D2840 рабочим объемом 18,3 л и мощностью 660 л. с. Полная масса автопоезда с 660-сильным тягачом может достигать 250 т! Все двигатели снабжены моторным тормозом EVB либо более новым EVBec.

     

    Варианты седельных тягачей и шасси для модели Man TGA следующие. При полной массе 18 т, автомобили выпускались двухосными, с приводом на задний мост, с вариантами колесной базы 3500, 3600 и 3900 мм. Машины MAN TGA полной массой 24 и 26 т и колесной базой соответственно 2800 и 2600 мм — трехосные.

     

    У шасси к моделям полной массой 18, 24 и 26 т, аналогичным тягачам, добавляются четырехосные полной массой 35 и 39 т и колесной базой от 2980 до 4105 мм, с двумя или тремя управляемыми осями. Основные седельные тягачи для дальних перевозок - 18 тонник с колесной формулой 4х2 и 26 тонник с колесной формулой 6х2, оснащенный передним вспомогательным мостом и рессорной/пневматической подвеской.

     

    Строительные и вседорожные автомобили MAN TGA полной массой от 18 до 41 т. Двухосные 18-тонные тягачи и шасси имеют колесную базу 3600 и 3900 мм, с приводом на заднюю и на обе оси. Полная масса у трехосных тягачей и шасси — 26, 28, 33 и 40 т, колесная база — 3200, 3600 и 3900 мм, варианты колесной формулы — 6x4 и 6x6. У четырехосных шасси (8x4, 8x6, 8x8) полная масса составляет 32, 35 и 41 т и колесная база — от 2505 до 4105 мм.

     

    Что касается КПП автомобили MAN TGA предусматривают следующие варианты: 12-ступенчатая автоматизированная коробка передач MAN TipMatic или 16-ступенчатая механическая ZF ComfortShift. Система ComfortShift обеспечивает переключение верхних передач без выжимания водителем сцепления — это делает электропневматическое устройство. Часть неполноприводных моделей TGA оборудуется системой гидропривода MAN Hydro Drive, которая позволяет в нужный момент подключать переднюю ось. Масса автомобиля при установке гидрообъемного привода увеличивается на 400 кг, однако при этом автомобиль становится полноприводным. Такой системой в первую очередь оснащаются строительные самосвалы, которым требуется повышенная проходимость в условиях плохих дорог.

     

    У TGA существует хороший выбор кабин. Модели XLX, XXL, LX, рассчитаны для перевозок на дальние расстояния, модели XL, L и M на более короткие поездки или развозы внутри города.

    Кабина формата XXL с завышенной крышей и внутренней высотой 2.100 мм является самой большой кабиной в Европе. Обладая особенно высоким лобовым стеклом, непревзойденным климат-контролем и размером спального места, эта кабина удовлетворяет наивысшим требованиям к комфорту. Длина кабины - 2.280 мм, ширина - 2.440 мм, высокая крыша, два спальных места. Кабина XLX с внутренней высотой в полный рост, является альтернативой самой большой кабины. Пониженная внешняя высота позволяет устанавливать кузовную надстройку, заходящую на кабину, а легкодоступные вещевые отсеки над ветровым стеклом, создают достаточно места. Длина кабины - 2.280 мм, ширина - 2.440 мм, два спальных места. У кабины LX сниженная на 170 мм высота пола делает возможной малую высоту подъема, и, тем самым, удобный доступ для водителя. Длина кабины - 2.280 мм, ширина - 2.240 мм, высокая крыша, одно спальное место, второе - по желанию.
    Кабина XL имеет низкий уровень пола кабины, что обеспечивает достаточное место и комфортный проход от двери к двери. Длина кабины - 2.280 мм, ширина - 2.440 мм, одно спальное место. Кабина типа L, оснащена одним спальным местом и различными возможностями по организации пространства для хранения. Кроме того, она впечатляет удобной посадочной и незначительной габаритной высотой. Длина кабины - 2.280 мм, ширина - 2.240 мм. Кабина типа М устанавливает стандарты для перевозок на короткие расстояния и для развозки грузов в сфере строительства и коммунального хозяйства. Длина кабины - 1.880 мм, ширина - 2.240 мм.
  • MAN TGS

     

    MAN TGS - семейство грузовых автомобилей полной массой от 18 до 41 т, выпускаемых с 2007 года. Эта модель пришла на смену TGA. TGS создан для строительных организаций и транспортных компаний, перевозящих грузы в черте города или по региональным маршрутам, также модель предназначена для работы в области тяжелых развозных перевозок и при эксплуатации в коммунальном хозяйстве. Учитывая сказанное, в семейство TGS кроме седельных тягачей вошли самосвалы и шасси для монтажа различного специального оборудования. Грузовики этой линии располагают компактными (соответственно, легкими) кабинами. Множество интеллектуальных вспомогательных систем обеспечивают высокую комфортность езды.

     

    MAN TGS предлагаются в 2-х, 3-х и 4-осном исполнении с высокими допустимыми нагрузками на передний мост, различными исполнениями подвески (листовая/пневматическая и пневматическая) и с адаптацией под различную высоту сцепных устройств. Конфигурация шасси представлена большим выбором от 4х2 при грузоподъемности 18 т., заканчивая 8х8 для грузов 35-41 т.

     

    TGS показывает оптимальное тяговое усилие на любом дорожном покрытии: на стройплощадках, городских улицах или на скользких дорогах. По заказу можно подключить гидростатический привод переднего моста HydroDrive®, повышающий тяговые возможности автомобиля и его проходимость. Электронное управление пневмоподвеской ECAS обеспечивает равномерный уровень движения, независимо от нагрузки. Шасси может опускаться на 90 мм и подниматься на 190 мм. При этом управляющая система ECAS делает возможным точную настройку высоты рамы. Она обладает функцией памяти для двух положений и управляется одним нажатием пальца.

     

    Под кабиной расположены мощные двигатели с системой рециркуляции отработанных газов (AGR) и системой впрыска Common Rail. Все варианты соответствуют норме Euro 5, а с 2014 г. и Euro 6, по требованию европейских стандартов, и обеспечивают свободный проезд во внутригородские экологические зоны. В 2007 - 2008 г. для выполнения норм Евро-5 применялась система SCR с раствором AdBlue. В 2009 г. началось производство моторов с EGR оснащенными системой двухступенчатого турбонаддува. С 1 января 2014 г. для всех вновь допущенных к эксплуатации грузовых автомобилей в Европе действует новый стандарт Euro 6. Теперь двигатели MAN даже в исполнении Euro 6 относятся к числу наиболее оптимальных с точки зрения расхода агрегатов в сравнении с конкурентами.

     

    Серию TGS комплектуют шестью 6-цилиндровыми дизельными двигателями, являющимися модификациями двух основных моделей двигателей — 10,5-литрового D 2066 и 12,4-литрового D2676. Первый предлагают в версиях, развивающих мощность 320- 400 л.с. при 1500-1900 об/мин, максимальные значения крутящего момента при этом составляют 1600 - 2100 Нм при 1000-1400 об/мин, соответственно. Второй дизель D2676 развивает максимальную мощность 440-480 л.с. при 1900 об/мин и максимальный крутящий момент 2300 Нм при 1050-1400 об/мин.

     

    MAN TGS оснащаются двумя типами КПП: 16-ступенчатой МКПП и системой Servo-Shift для комфортного переключения с короткими ходами. В режиме движения переключение сцепления выполняется одним нажатием кнопки на ручке рычага переключения передач — без необходимости выжимания педали сцепления. Управление 12-ступенчатой АКПП MAN TipMatic выполняется водителем совершенно легко как в автоматическом, так и в ручном режиме посредством подрулевого рычага. Поставляемые в исполнениях Directdrive и Overdrive КПП MAN TipMatic отличаются исключительной экономичностью, сокращают расход топлива и защищают трансмиссию. Кроме того, полезная нагрузка увеличена примерно на 70 кг по сравнению с аналогичной трансмиссией. При включении моторного замедлителя EVB (опция) коробка передач автоматически включает оптимальную передачу и тормозное усилие можно использовать в полном объеме.

     

    Компактная и комфортабельная кабина M, она предназначена для коротких маршрутов при перевозках на небольшие расстояния, в развозе товаров, в строительной отрасли и коммунальном хозяйстве. Оптимальные габаритные размеры, высокая полезная нагрузка, большое количество полок и отсеков для багажа. Поставка откидывающегося спальника с полкой возможна по дополнительному запросу. Длина 1 880 мм, ширина 2 240 мм. Удлиненная кабина L оптимально отвечает требованиям в сфере региональных или международных развозных перевозок Низкая общая высота, незначительный вес для обеспечения высокой полезной нагрузки. Кабина оснащена удобным спальным местом и множеством вариантов полок. Длина 2 280 мм, ширина 2 240 мм. Кабина LX оптимально подходит для грузового автомобиля, входящего в состав парка транспортных средств. Незначительный собственный вес кабины способствует увеличению полезной нагрузки. Кабина оснащена комфортабельным спальным местом, по запросу возможна установка дополнительного спальника или многофункциональной полки перед сидением пассажира, высота кабины позволяет стоять в полный рост. Длина 2 280 мм, ширина 2 240 мм.
  • MAN TGX

     

    MAN TGX – автомобиль, ставший логичным и более современным продолжением серии TGA. Он взял многое от своих лучших предшественников, но и не забыл приобрести нечто новое. Серия TGX предназначена для дальних внутренних и международных перевозок. Разделение серии TGA стало логичным витком в развитии модели, и обуславливалось не только мнением маркетологов, но и потребностью покупателей. Как и все машины производства компании Man, TGX способен предоставить свои конкурентные преимущества, о которых мы и поговорим более подробно.

     

    Седельные тягачи TGX предлагаются в 2-осном исполнении с 2 колесными базами, высокими допустимыми нагрузками на передний мост, различными исполнениями подвески (листовая/пневматическая и пневматическая) и с адаптацией под различную высоту сцепных устройств. Седельные тягачи TGX также доступны в 3-осном исполнении с различными колесными базами и клиренсом, а также с промежуточным и задним поддерживающими мостами. Для точной подгонки высоты рамы шасси может опускаться на 90 мм и подниматься на 190 мм. Система имеет функцию памяти для запоминания двух значений высоты.

     

    X-образный рычаг подвески представляет собой технически совершенное решение. Он объединяет треугольный рычаг подвески и стабилизатор поперечной устойчивости в одном узле. Преимущества: превосходная устойчивость при движении и боковая устойчивость, уменьшенная масса автомобиля и, как следствие, этого увеличенная полезная нагрузка.

     

    Под кабиной расположены мощные двигатели с системой рециркуляции отработанных газов (AGR) и система впрыска Common Rail, которая уменьшает объем сажевых частиц, образующихся внутри двигателя. Все варианты соответствуют норме Euro 5, и Euro 6 в последнем исполнении 2014 г. На выбор предлагаются 6-цилиндровые двигатели серии D20 и D26 мощностью от 360 до 480 л. с. В исполнении Euro 6 присутствует двухступенчатый турбонаддув, который оптимизирует работу двигателя. Грузовики серии TGX снабжают 10,5-литровыми дизелями D2066 (360, 400, 440 л. с.) и 12,4-литровыми D2676 (480, 540 л. с.).

     

    MAN TGX оснащаются двумя типами КПП высокого качества: механической КПП с 16 передачами и системой Servo Shift для комфортного переключения с короткими ходами в исполнении Overdrive и Directdrive. В виде опции доступна функция MAN ComfortShift. В режиме движения переключение сцепления эффективно выполняется одним нажатием кнопки на ручке рычага переключения передач — без необходимости выжимания педали сцепления. Также на автомобилях устанавливают 12-ступенчатые коробки ZF MAN TipTronic с автоматизированным управлением, снижающие расход топлива. Автомобили снабжают моторным тормозом PriTarder и по заказу подключаемым гидростатическим приводом переднего моста HydrоDrive, повышающим тяговые возможности автомобиля и его проходимость.

     

    Говоря о серии TGX нельзя не упомянуть и о моделях EfficientLine, которые позиционируют как чемпион по экономии топлива. MAN TGX EfficientLine был уже удостоен наград, например «Fleet Truck of the Year» и «Green Truck 2011». Помимо экономии топлива отличие этой модели от остального ряда практически нет, та же мощность и объем двигателей, та же трансмиссия. Если говорить о цифрах, то TGX EfficientLine экономит до 3 литров топлива на каждые 100 км в отличие от стандартной модели. Конфигурация доступна для седельного тягача TGX в 2-осном и 3-х осном исполнении, а так же для моделей TGS для дальних перевозок. Еще одним отличием можно назвать кабину, которая в этой конфигурации представлена в одном варианте XLX. Что касается стандартной серии TGX, то тут есть варианты XXL, XLX и XL.

     

    Кабина XXL – кабина с самым большим пространством салона для максимального комфорта и оптимальной свободы движений в международных перевозках на дальние расстояния. Высота кабины – 2 100 мм – позволяет стоять в полный рост, два комфортабельных спальных места, плюс множество полок и отсеков для багажа. Длина 2 280 мм, ширина 2 440 мм. Кабина XLX является оптимальным вариантом для перевозок на дальние расстояния. Большое пространство салона. Комфортный, эргономичный и просторный салон, практичные дополнительные отсеки для вещей. К серийному оснащению относится комфортабельное спальное место, второе устанавливается по желанию. Длина 2 280 мм, ширина 2 440 мм. Компактные размер кабины XL, не мешают комфорту высокого класса. Эта кабина предназначена для перевозки тяжелых грузов на небольшие расстояния, а также для развоза товаров. Впечатляющее пространство салона, удобный проход от одной двери к другой и одно спальное место. Длина 2 280 мм. Ширина 2 440 мм.
  • MAN TGM

     

    MAN TGM это тягач среднего класса, массой от 13 до 26 т. С оптимальной полезной нагрузкой он представляет собой экономичное решение в области перевозки стройматериалов. TGM имеет широкий выбор колесных баз, которые состоят из 8 вариантов от 3 525 до 6 175 мм.

     

    Рама MAN TGM рассчитана на высокую грузоподъемность, при этом она исключительно легкая. Конструкция позволяет быстро монтировать дополнительное и навесное оборудование — без необходимости сверления отверстий. Благодаря этому и еще парочке функций (MAN Tronic, электронной системе с шиной CAN и интерфейсу для внешнего обмена данными (KSM)) обеспечивается оптимальная готовность автомобиля для дооснащения различным оборудованием и модификациями кузовов.

     

    На этих грузовиках устанавливаются двигатели ряда D08 мощностью 176 кВт / 240 л.с., 206 кВт / 280 л.с. и 240 кВт / 326 л.с. Шестицилиндровые рядные двигатели даже при низкой частоте вращения обеспечивают высокий крутящий момент. Самое мощное исполнение двигателя 240 кВт / 326 л.с. имеет двухступенчатый турбонаддув. В новых моделях 2014 г. установлены двигатели D0836 CR с объемом 6,9 л. и нормой Euro 6. TGM приводятся в движение 6-цилиндровыми двигателями с диапазоном мощности от 184 кВт (250 л. с.) до 250 кВт (340 л. с.).

     

    Эффективность обеспечивается не только экономичным двигателем, но и КПП MAN TipMatic®. КПП абсолютно легко управляется как полностью автоматически, так и вручную посредством подрулевого рычага, она также доступна в исполнении с режимом движения по бездорожью (Offroad). При срабатывании моторного тормоза АКПП автоматически включает оптимальную передачу и обеспечивает наличие полноценного тормозного усилия. В виде альтернативы предлагается легко переключаемая механическая КПП с 9 ступенями или 12-ступенчатая АКПП.

     

    При перевозке груза на дальние расстояния наиболее оптимальной является кабина с высокой крышей LX. Она оборудована широким спальным местом и просторными ящиками для хранения вещей. При техническом осмотре также обеспечено максимальное удобство: угол наклона кабины более 60. Размеры: длина - 2.280 мм, ширина - 2.240 мм, высота - 1.925 мм Оптимальна для поездок на средние расстояния кабина L. Многовариантное размещение различных вещей в отделениях на крыше и в дверях, широкое спальное место для отдыха и удобный вход в кабину. Размеры: длина - 2.280 мм, ширина - 2.240 мм.
    Для ежедневной развозки грузов предлагается кабина С, которая придает TGM максимальный комфорт и большую свободу движения. Двери широко открываются, вход в кабину и доступ к пассажирскому месту более удобен. По желанию возможна установка двухместного пассажирского сидения. Размеры: длина - 1.620 мм, ширина - 2.240 мм. Crew cab (кабина для экипажа). Кабина оснащена четырьмя дверьми. Широкое сплошное заднее сиденье рассчитано на проезд четырех пассажиров. Всего же в кабине может ехать 7 человек (водитель + 6). Для всех семи мест стандартная комплектация предусматривает установку 3-точечных ремней безопасности. Размеры: длина - 2785 мм, ширина -2240 мм в ширину, причем многие большое практическое складских помещений и отсеков.
  • MAN TGL

     

    Грузовики MAN легкой серии TGL полной массой 7,5–12 т используются в самых разных областях перевозок: доставки грузов по городу, региону и на дальние расстояния, на стройках, в муниципальных городских и коммунальных службах. Шасси TGL отличает относительно низкая собственная масса, за счет чего достигается, большая грузоподъемность. Конструктивный ряд MAN TGL делится на четыре класса по полной массе: 7,5, 8, 10 и 12 т. Полная нормативная масса автопоезда для автомобиля полной массой 7,5 т, равняется 12 т, а для автомобиля полной массой 12 т, оснащенного 240-сильным двигателем, — 24 т. Самый легкий МАN имеет колесную базу от 3300 до 4850 мм, грузовики полной массой 8–12 т колесные базы от 3050 до 6700 мм. При максимальной базе полезная длина грузовой платформы может доходить до 10 м.

     

    Грузовики MAN TGL выпускаются с колесной формулой 4x2. Подвеска — на параболических рессорах, сзади для всех классов автомобилей по тоннажу может устанавливаться пневмоподвеска с диапазоном вертикального перемещения до 200 мм. За счет 17,5-дюймовых колес машины имеют низкую посадку в кабину и небольшую высоту погрузки.

     

    Автомобили MAN TGL оснащаются рядными дизельными двигателями D08. 4-цилиндровые дизели имеют рабочий объем 4,6 л и мощность 150, 180 и 206 л.с., 6-цилиндровый — 6,9 л и 240 л.с. Моторы оборудованы непосредственным впрыском топлива Common Rail, рециркуляцией отработавших газов (технология EGR), двухступенчатым турбонаддувом и двумя охладителями наддувочного воздуха. Новые двигатели этой линейки так же имеют 4- и 6- цилиндровые двигатели 110 кВт (150 л. с.) до 184 кВт (250 л. с.), но уже стандарта Euro 6.

     

    Для более экономичной езды в виде опции предлагается автоматизированная КПП MAN TipMatic®. Кроме того, для разгрузки водителя служит встроенная функция помощи при трогании MAN EasyStart, которая после отпускания педали тормоза автоматически сохраняет полное тормозное давление до тех пор, пока водитель не нажмет на педаль газа. Для 4-цилиндровых двигателей MAN TipMatic® предлагается в 6-ступенчатом исполнении, для 6-цилиндровых — в 12-ступенчатом. Так же доступна легко переключаемая 6- или 9-ступенчатая МКПП.

     

    При перевозке груза на дальние расстояния наиболее оптимальной является кабина с высокой крышей LX. Она оборудована широким спальным местом и просторными ящиками для хранения вещей. При техническом осмотре также обеспечено максимальное удобство: угол наклона кабины более 60. Размеры: длина - 2.280 мм, ширина - 2.240 мм, высота - 1.925 мм Оптимальна для поездок на средние расстояния кабина L. Многовариантное размещение различных вещей в отделениях на крыше и в дверях, широкое спальное место для отдыха и удобный вход в кабину. Размеры: длина - 2.280 мм, ширина - 2.240 мм.
    Для ежедневной развозки грузов предлагается кабина С, которая придает TGM максимальный комфорт и большую свободу движения. Двери широко открываются, вход в кабину и доступ к пассажирскому месту более удобен. По желанию возможна установка двухместного пассажирского сидения. Размеры: длина - 1.620 мм, ширина - 2.240 мм. Crew cab (кабина для экипажа). Кабина оснащена четырьмя дверьми. Широкое сплошное заднее сиденье рассчитано на проезд четырех пассажиров. Всего же в кабине может ехать 7 человек (водитель + 6). Для всех семи мест стандартная комплектация предусматривает установку 3-точечных ремней безопасности. Размеры: длина - 2785 мм, ширина -2240 мм в ширину, причем многие большое практическое складских помещений и отсеков.