Мировой финансовый кризис с каждым днем набирает обороты и этой осенью многие российские предприниматели уже успели испытать  его на себе. В первую очередь, конечно, реагируют банки:  ограничивают денежные суммы, которые снимаются со счёта, вводят высокую комиссию за преждевременное расторжение депозитных договоров, повышают ставки по кредитам. Мы  решили выяснить, как отразилась нынешняя ситуация на рынке грузового транспорта, в частности, что касается выдачи кредитов и лизинговых программ. Для этого мы обратились к нашему кредитно-лизинговому эксперту – Алексею Райкову.

 

Алексей Райков: «Многие банки начали повышать ставки по кредитам, но происходит это индивидуально, кто-то поднял  на 0,5 %, а кто-то сразу на 4%. Также многие наши клиенты начали опасаться того, что не смогут выплачивать кредит вовремя, в связи с затруднениями в работе. Тем не менее, количество желающих получить кредит за последние несколько месяцев не уменьшилось, а банки все также выдают кредиты и оформляют лизинг.

 

Сразу хочется отметить, что те компании, с которыми работаем мы, оставили ставки на прежнем уровне. Что говорит о надежности наших партнеров. Но справедливости ради нужно отметить, что рассматривать каждого клиента они начали строже.

 

Я думаю, что в следующем году кредит будет дорожать, пока не закончится ситуация с санкциями. Что касается лизинговых компаний, то здесь сложно делать прогноз. Я думаю, если ситуация изменится, то в сторону увеличения авансового платежа и ставок».

 

По удачному стечению обстоятельств в день написания статьи нас посетили представители сразу двух лизинговых компаний - «Элемент лизинг», и «Европлан». Мы не упустили возможность узнать, как обстоят дела с выдачей лизингов, как говорится, из первых уст. Компанию «Элемент лизинг» представлял Денис Нестеров - старший специалист по работе с автодилерами, а «Европлан» - Любовь Карбаева - специалист по работе с клиентами.

 

Денис, расскажите, пожалуйста, насколько правдива информация об ужесточении условий лизинга?

 

Денис Нестеров: «Не то, чтобы условия ужесточились… поднялись исключительно авансы. По лизингу ставки не менялись, изменился именно авансовый платеж. То есть, к примеру, тот же самый аванс на технику до этого составлял 20%, подняли его приблизительно на 5%, в зависимости от сегментации клиента».

 

Любовь Карбаева: «Со стороны нашей компании такой информации нет, мы работаем с каждым клиентом на индивидуальных условиях. Ужесточения никакого не было, есть возможность получить лизинг на выгодных условиях, даже в нынешнее время, во время санкций».

 

А то, что некоторые лизинговые компании отказываются от выдачи лизинга – это действительно так?

 

Денис Нестеров: «Честно говоря, первый раз об этом слышу, в каком режиме многие работали - в таком и продолжают работать. Про некоторые лизинговые компании могу сказать, что они действительно испытывают небольшие затруднения, я даже слышал о сокращении персонала в некоторых из них».

 

Любовь Карбаева: «Ничего об этом не слышала… Наша компания не отказывается, она готова работать с каждым клиентом. Мы готовы рассмотреть финансирование всех, кто к нам обратиться».

 

А что касается вашей лизинговой компании, что изменилось в связи с кризисом?

 

Денис Нестеров: «Только поднялись авансы, больше никаких мер с нашей стороны принято не было. Повторюсь, в среднем около 5% в зависимости от сегментации клиента. Во всем остальном  - как работали, так и работаем: и с индивидуальными предпринимателями, и с юридическими лицами, и даже с физическими лицами. Проблем не испытываем, все замечательно»!

 

Любовь Карбаева: «Что касается авансового платежа, то в среднем возможно повышение на 5%.  Что касается ставки удорожания, то она осталась прежней, но тоже все будет рассматриваться индивидуально в зависимости от финансового состояния компании».

 

А на своем опыте работы вы ощутили приход кризиса?

 

Денис Нестеров: «Это было не то, что приход кризиса, просто несколько недель молчал телефон, потом все возобновилось, то есть как такового кризиса я не вижу. Месяц действительно был провал, потому что обращений было мало, но я не могу сказать, что это как-то глобально отразилось на нашей работе. Сейчас ситуация более чем стабилизировалась».

 

Любовь Карбаева: «Я считаю, что на данный момент кризиса нет. У нас ничего не изменилось, также стабильно идет работа, также стабильно обращаются клиенты, даже скорее увеличился поток клиентов за последние несколько месяцев. Провалов в обращениях у нас не было. Из этого я могу сделать вывод, что обстановка в России складывается хорошая, сейчас многие компании стремятся развивать свой бизнес».

 

Стоит ли приобретать технику сейчас или лучше повременить с этим решением, как Вы считаете?

 

Денис Нестеров: «Если ты работаешь и завязан в бизнесе, значит - это никуда не исчезнет. Единственный нюанс, если не поторопиться и не купить сейчас - потом могут подняться тарифные ставки, может измениться вопрос цены. Просто все будет дороже. Сейчас уже идет подорожание топлива и  транспорта. Стоимость того же самого грузовика увеличилась в среднем на 300-400 тыс. рублей. На б\у технику, насколько я вижу, такой динамики нет, но она возможна».

 

Любовь Карбаева: «Я думаю, если есть у компании возможность и потребность, то только здесь и сейчас»!

Подводя итоги, можно сделать вывод, что лизинговые компании (по крайней мере с которыми работаем мы) не испытывают серьезных трудностей. И все же - авансовый платеж иногда поднимается, и в перспективе тоже возможен его рост. А говорить о том, что экономическая ситуация на данный момент стабильна, наверное, слишком оптимистично.

Если вы задумались о приобретении техники в лизинг, то покупку откладывать не стоит - судя по динамике, авансовый платеж и ставки могут только вырасти.

 

Как обстоят дела с получением автокредитов в условиях экономического кризиса в стране в 2014 году - читайте в наших следующих материалах.

Грузовой журнал МЫ-Машины.РФ. 17.10.2014